Остров Буян
Автор статьи: Steele, один из основателей русского фуррсьютинга и сайта http://fursuit.ru.

Статья довольно длинная, зато полна размышлениями не толдьо о фуррях, но и о жизни, о России...Да много о чём. Написана лет 5 назад, но до сих пор актуальна.




Итак, я - фуррь, и я русский фуррь, как и многие из тех, кто читают сейчас эти строки. Я осознал себя именно фуррём всего несколько лет назад. Наблюдая ситуацию в нашем, русскоязычном фурри-мире, я долго думал, как же мне изложить свои размышления и надо ли вообще делать это. И всё же решил попробовать. Я кое-что хочу сказать о том, как я осознал себя фуррём, как пришёл в наш, русский кусочек мира фурри, что я там нашёл, что увидел и что вынес оттуда, и это моё личное мнение, монопольного права решать у меня нет, я просто опишу всё это таким, каким вижу. Не думаю, что я напишу что-то новое, скорее, просто добавлю свои размышления к тому, что было написано до меня.

Про мир "фурри" я вообще впервые узнал в 2004г, когда вышел в Интернет. Прежде всего, я искал информацию о костюмах, и в процессе поиска наткнулся на фурсьюты, а потом на фуррей и сам мир фурри, и началось. Только тогда я нашёл точное определение и место тому необычному душевному стремлению, что отличало меня от других людей. Я осознал, что это - именно то, к чему лежит моя душа, а главное - что я не один такой. Продолжая искать дальше, я нашёл и наш, русскоязычный кусочек пушистого мира. Новые друзья и множество новых, именно фуррёвых знаний, буквально перевернули мой внутренний мир, точнее, завершили его становление на новый путь.

Кроме Интернета, черпать знания мне было просто неоткуда, этим я и занимался, часами просиживая в сети каждый день. Больше всего меня интересовал фурсьютинг и фурсьюты. Попутно я узнавал всё больше и больше о субкультуре фурри, сближался с этим новым для меня миром. Время шло, я наблюдал и накапливал знания, и я не мог не заметить различий между русским и западным миром фурри - какие гармоничные процессы там и какое "броуновское движение" царит у нас. Да и вообще, какова ситуация на родных просторах? Одни считают, что всё у нас хорошо, а другие (и я в том числе) - у нас беспорядок. Я часто задумывался - а почему так? На мой взгляд, у всего этого две причины.



Прежде всего, причина первая - это советская эпоха. Субкультура фурри зародилась в США, в 1980-х, и развивалась стабильно в условиях свободы личности и общества. На Западе была и вторая составлющая процесса - мультфильмы Диснея, комиксы, море стаффа, Интернет, и не только. У нас же ничего этого не было, потому что в то время был Союз, где было только одно мнение - мнение партии, так что всё западное - это автоматически зло, а ещё всем по кувалде и будьте счастливы. А после распада Союза был хаос 1990-х, какое уж там фурри... Так что нет ничего удивительного, что мы отстали от Запада почти на 20 лет - условий просто не было, но лучше поздно, чем никогда. Пока наш фурр-мир ещё очень молод и недостаточно развит. У нас до сих пор нет чёткой структуры, нет осознания слова "фуррь", нет понимания, кто же мы - субкультура мы или просто странное сообщество.

Отсюда вытекает вторая причина хаоса - у нас нет своей фурри-основы, только и копия западной. Меня часто упрекают за эти слова, типа вовсе не обязательно создавать что-то, чтобы понять и оценить. Я не могу с этим согласиться, ведь собственный и перенятый вкус - не одно и то же. Вот так мы и сели на западный хвост, только взять-то взяли, но не до конца поняли скопированное. Потому что знание и путь к нему - равноценны, а второе мы как-то пропустили и сразу схватили верхушку. Это и есть источник размытых понятий нашей субкультуры.

Хотя есть у нас и кое-что своё, причём весьма интересное! Для нас характерно прежде всего внутреннее проявление духа "фурри" - в виде состояния души. На Западе же основной упор делается на внешнее проявление, прежде всего - на фурсьютинг, поэтому там фуррями прежде всего считают фурсьютеров.

Кроме того, по поводу "фуррь/не фуррь" на Западе существуют определённые конвенции и соглашения, решающие эти вопросы, и там всё более-менее ясно. У нас же пока я вижу только нонсенс - например, почти никто не может толком сказать, что значит "фуррь", зато бытует множество самых разных мнений, каким фуррь должен быть, в итоге каждый сам решает, фуррь ли он и насколько он фуррь. Эти споры и противостояния мнений только утомляют, т.к. почти всегда являются лишними и основаны они на личных убеждениях, а не на общих, объективных позициях. И некой основы, чтобы "офуриться" и разобраться в себе, у нас практически нет, и найти её не так-то просто. В итоге какие-то реально серьёзные вещи с глубоким смыслом - арт, литература, фурсьютинг - стали уделом узкого круга фуррей, а настоящих ценителей этих сокровищ не так уж и много. Основной массе подавай говорильню и йифф, йифф, йифф...

Я часто задумывался - а почему так сложилось?

Чтобы понять это, я обратился к тем, кто стоял у истоков и видел, как всё начиналось. Наша маленькая субкультура начала формироваться в середине 1990-х, и изначально представляла собой движение мульт-фанатов и креативщиков. Но, как я уже упоминал выше, мы не создали ничего своего, а просто скопировали западную модель, со всеми её плюсами и минусами. В том числе мы скопировали и свободное отношение к йииф-арту, возникшее в условиях другого(!) общества.

И уже в следующие годы в нашу расцветающую субкультуру нахлынул поток сексуально озабоченных кретинов под знаменем в "три буквы". Как утверждали незваные гости, ссылаясь на западный опыт, "это" вполне нормально, стесняться нечего, ничего необычного нет. Эти дешёвые позеры считали себя настоящими фуррями, но не были способны к эстетическому восприятию ценностей "фурри", т.к. интересовал их только йифф. Учитывая извечный русский пофигизм и непрочность молодой субкультуры, новые сексуальные веяния сравнительно легко укоренились, ведь запретный плод всегда сладок, и началась переделка субкультуры под новый мотив... Через несколько лет изменилось всё, что возможно - слово "хуман" из нейтрального стало ругательным, вместо мультов и искусства в центре внимания оказался йифф-арт, а креативщиков оттеснили на обочину. А те фурри, кто выступал против такого положения дел, немедленно становились объектом наездов и насмешек йифферов.

Так началось превращение нашего маленького мира в свалку, и увы, дальше всё развивалось именно в таком ключе.

А молодые новоприбывшие фуррики, оказываясь посреди всего этого базара, нередко думали, что всё именно так и должно быть. Итог такого развития мы можем наблюдать каждый день...

Вот поэтому и окутывает наших фурри-мир, образно говоря, пыльная туча, где нет единства и где каждый тянет одеяло на себя, среди этой пыли трудно дышать, сквозь неё плохо видны светила, не слышны голоса, но над всем этим лозунг - "Я фуррь, потому что!" Единого, монолитного движения фурри у нас нет! И это грустно.



Всё происходящее у нас, что было перечислено выше, является признаками переходного процесса, когда пыль начинает "оседать" и появляется что-то стабильное. Но одной стабильности мало, нужна ясность и направление.



Поэтому я хочу изложить свои взгляды и размышления о фуррях и о нашей субкультуре. И это повествование я посвящаю именно тем, кто только что пришёл в наш фурри-мир. Я просто предлагаю взглянуть на мир фурри, обратившись к самому стволу древа, а не к тому, что на нём нацарапали "знатоки".



Основа мира "фурри" везде едина, мы отличаемся только взглядами на эту основу. Западные фурри уже поняли то, что предстоит понять нам. Я подчёркиваю - именно понять, а НЕ перенять. Понять по-своему и наполнить нашим собственным, новым смыслом, чтобы создать свою фуррёвую жизнь в своём стиле - вот наш путь. Но это не значит, что Запад нам не нужен. Как раз наоборот, у них можно и нужно учиться, там есть на что посмотреть.

Фурсьютингу в первую очередь. На мой взгляд, это одно из величайших сокровищ мира "фурри".



Основой мира фурри является антропоморфизм, точнее, одно из его направлений. Антропоморфизм значит "человекоподобие", т.е. наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений природы, мифологических созданий, причём происходит слияние этих качеств. Грань этого слияния тонка, но полна вещей и явлений изумительной красоты. Наивно считать антропоморфизм недавним явлением. Он стар, как сама человеческая цивилизация, и когда-то был основным принципом познания окружающего мира. В древние времена, чтобы сделать окружающий мир понятнее и ближе, чертами человека наделялось всё - от камней под ногами до молнии в небесах. И в наши дни антропоморфизм немного утратил от своего былого значения. Невидимый, но могущественный, он везде и повсюду - в древних мифах и в нашей повседневной жизни. Наше стремление придавать человеческие черты всему вокруг совершенно естественно и даже незаменимо. Одно из направлений антропоморфизма - слияние качеств человека и животных. Субкультура "фурри" целиком основана именно на этом.



Испокон веков люди наделяли животных своим чертами - приписывали им силу, мстительность, отвагу, хитрость, проницательность... А также люди всегда стремились придать черты животных себе - одевались в шкуры, носили украшения из клыков, называли себя именами в зверином стиле, использовали звериные маски, раскрашивали свои тела, рисовали зверей и т.п. - в повседневной жизни, ритуалах, войне, охоте... И делалось это не только по практическим соображениям, но и по зову души. Поэтому я всегда считал субкультуру "фурри" современным выражением извечных антропоморфных стремлений человека. Точно также я рассматриваю ийфф, фурсьютинг и т.п. составляющие мира "фурри".



Если представить антропоморфизм в виде ствола дерева, то от него отходят несколько ветвей-направлений,

связанных именно с животными. Одна из них принадлежит фуррям, другая - териантропам, третья - драконам, и т.д. Я думаю, можно пропустить то, чем отличны эти направления, это и без меня известно всем. Теперь пару слов о фуррях.



Начнём с того, кто же такой фуррь в плане личностных качеств. Для этого я предлагаю вам обратиться к общим философским принципам/основам, которые и делают нас фуррями. Эти основы не надо принимать или утверждать, мы УЖЕ живём в соответствии в с ними, хотя и не всегда это замечаем. Просто надо очистить их от "пыли".



Прежде всего, фурри - люди, отличные от остальных и объединённые следующими общими принципами:

  • фуррь считает совершенством антропоморфное соединение лучших качеств человека и зверя на уровне тела и души.
  • фуррь весь мир вокруг видит через призму этого соединения и строит на этом всё своё мировоззрение.
  • фуррь стремится воплотить это совершенство в своём творчестве или в себе.
  • фуррь ощущает духовное родство с животными, отождествляет себя с ними, ощущая красоту и хрупкость природы.
  • фуррь миролюбив и отвергает насилие ради насилия.
Именно это и даёт в сумме наше общее отличие и объединяющее стремление - фуррёвость. Этому нельзя научиться, это просто дано. Написанное мною не претендует на звание асболютной истины, но наиболее точно, на мой взгляд, описывает действительность (хотя замечу, что для каждого правила есть своё исключение).



Кстати, для разграничения "фуррь/не фуррь" мы часто используем слово "хуман" и, к сожалению, оно приобрело негативное значение. Поэтому знайте, что слово "хуман", когда оно только-только возникло в русском фурри-мире, совершенно не имело негативной окраски, поэтому давайте не будем искажать его смысл. Так что если кого-то назвали "хуман", о человеке это говорит только одно - он не фуррь. Я порядком устал от дурачья, которое изо всех сил "ненавидит" хуманов и утверждает, что фурри во всём лучше, что хуманов надо переучивать на фуррей, что надо вести антихуманскую оппозицию, и несут прочий вздор. Всё это больше напоминает какое-то нездоровое детское желание. Прежде чем заявлять что-то антихуманское, посмотрите в зеркало. Отрывать фуррей от "хуманов" просто нелепо, потому что все мы люди. В плане мировоззрения от общечеловеческой массы фурри отличаются только общими духовными началами, изложенными выше.



Всей душой я желаю, чтобы в русском кусочке мира "фурри" царили творческий порядок и ясность. Меня не раз спрашивали - и как же этого добиться? Я отвечу образно - те духовные принципы, что делают нас фуррями, являются теми же силами, что приводят в действие нашу общую духовную систему, тонкий "механизм" фуррёвого бытия. Эта система старше нас и сильнее, она просто есть и работает, что бы мы про неё не говорили. Но механизм немного забился "мусором глупости" и поэтому немного клинит. Поскольку основные детали нам просто не извлечь, а мусор сам убираться не хочет, выход только один - с новой силой провернуть механизм, и система сама себя очистит. Имя этой новой силе - искусство. Ведь движущие силы системы всё равно превосходят то, что им противостоит. Часть не может быть сильнее целого, всему своё время и место. Вот так! :)



Теперь пару слов о нашей субкультуре. Мы, фурри - именно субкультура, т.е. особая мини-культура внутри другой, основной и более крупной. Разумеется, нас можно назвать и сообществом, но "сообщество" - слишком общее и несколько безликое понятие.

Согласно социологии, сообщество - просто группа людей, имеющая общие связи, и совсем необязательно, что у его членов есть общие интересы. Субкультура - частный случай сообщества. Чтобы показать соотношение этих понятий, приведу такой пример: все водители автобусов - шофёры, но не все шофёры - водители автобусов. Так и субкультура - это сообщество, но не каждое сообщество - субкультура.

В самых общие чертах, субкультура — это отдельное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии, субкультура — это такое объединение людей, которое не противоречит ценностям окружающей общепринятой культуры, но дополняет её. Третье определение субкультуры — свод накопленных ценностей и символического "капитала" знаний отдельной группы людей, объединённых общими специфическими интересами.

Итак, все эти определения понятия "субкультура" я могу свести в одно: отдельная группа людей, основа единства которых - некое общее отличие/стремление, охватывающее всю их жизнь внутри другой, более крупной культуры.



Иногда движение фуррей определяют как "фэндом", т.е. фанатство. Это не совсем верно. Фэндом является ещё более узким понятием, чем субкультура, но не подменяющим её. Фэндом - это сообщество поклонников определенного предмета (писателя, исполнителя, хобби, стиля, сериала, вида спорта и т.п.). Сообщества людей с общим предметом увлечения могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры - общего имиджа, мировоззрения и единых вкусов во многих сферах. Например, сообщество геймеров или хакеров - именно фэндом, но не субкультура.

А общие интересы, связующие членов фэндома, даже внутри фэндома могут сильно отличаться. Сами нтересы, как общее связующее отличие членов фэндома, "завязаны" только в одной сфере - предмет интереса, и на всю остальную жизнь членов фэндома не распространяются. Поэтому фэндом может иметь только отдельные черты единой субкультуры, например, "тусовочный" юмор и слэнг, свои издания и сайты. Совершенно верно, фэндом может вырасти в субкультуру, но большинство фэндомов вообще не образуют субкультур, т.к. жёстко сосредоточены только вокруг предмета своего интереса и причин "расти" просто нет. Поэтому я рассматриваю фэндом как упрощённое и урезанное подобие субкультуры. Но место фэндома вполне может быть и рядом, и внутри субкультуры. Яркий пример фэндома внутри субкультуры "фурри" - фэндомы поклонников "Балто" и "Король Лев".



Итак, почему мы субкультура? Выше я описал, кто такие фурри в плане личности и в чём наши общие особенности, отличающие нас от хуманов. Назовём эти особенности, делающие нас фуррями, одним вышеописанным словом - "фуррёвость". Мы - субкультура именно потому, что фуррёвость пронизывает абсолютно ВСЕ сферы жизни фуррей, а не одну центральную и отдельно взятые вокруг, как в фэндоме.

Фуррёвость, как наше общее связующее отличие, вытекает в единство везде и повсюду, исходит из глубины души и присутствует во всех сферах жизни фуррей - в манере общения, слэнге, взглядах, вкусах, мировоззрении, имидже, личной жизни, морали, этике и т.п. Поэтому мы - именно субкультура, а не узконаправленный Фэндом и не просто "безликое" сообщество. И мы растущая субкультура, у нас есть свои периодические издания, информационные порталы, клубы, общественные организации, радиоканалы, и не только это. Надеюсь, в будущем субкультура "фурри" в глазах окружающего нас мира перестанет выглядеть цирком на окраине.



Я всегда делил нашу субкультуру на 4 взаимосвязанных равноценных группы:



"создатели" - художники, поэты, фурсьютеры и т.п., т.е. создатели предметов нашего искусства. Искусство было, есть и будет нашей движущей силой.

"организаторы" - т.е. инициаторы фурренций, разработчики фурри-порталов и т.п. вещей, объединяющих нас.

"ценители" - основная фуррёвая масса, они просто живут, разделяя ценности и стремления мира "фурри", но при этом не являются ни создателями, ни организаторами.

"гости" - это наши гости (ещё их называют "фурристы";), они не фурри, но интересуются нашей жизнью. Они заглядывают к нам с дружеским визитом, чтобы познакомиться, просто поболтать, и в т.ч. чтобы разобраться в себе - "фуррь я или всё-таки нет?". Кроме того, к гостям я отношу териантропов, шаманов и т.п. людей, которые в нашей среде чувствуют себя как дома, потому что само слияние человеческого и звериного начал буквально источает мистицизм.

Разумеется, кто-то из фуррей вполне может относиться сразу к нескольким группам и т.п.



В заключение, снова про йифф. Среди наших фуррей я нередко сталкивался с мнением, что йифф - это порнуха, прежде всего "весёлые картинки" и секс в фурсьютах. Такое мнение ошибочно. Тот же самый секс в фурсьютах - это только одно из проявлений йиффа, но не сам йифф. Тогда что такое йифф?

Йифф - это любовь и личная интимная жизнь фурря, а наша потребность в йиффе - естественное природное

чувство, также как обычным людям свойственна тяга к эротике. А фурри - такие же люди, как и все остальные, поэтому удивляться нечему. Вот если бы у фуррей вообще не было интима, это было бы действительно странно :)

Йифф описывает романтику и грубость, насилие и нежность, удивительным образом сплетая их. Совершенно

естественно, что интимные стремления нашли своё воплощение в нашей субкультуре. Да, там они воплощены в другом, антропорфном виде, ведь у фуррей другое мировоззрение. Например, выражение наших интимных чувств в рисовании называется "йифф-арт".



Один из моих друзей рассказал мне о статье в газете, как скандальная журналистка затесалась в фурри-собрание в надежде на пикантный репортаж про секту извращенцев. Она так удивлялась, что там было все цивильно и культурно. Фурри рисовали, общались и читали стихи, а не трахались в каждом углу в костюмах, как ей ожидалось.

Одним словом, репортаж не удался :)

Среди "хуманского" общества укоренилось ошибочное мнение, что фурри не занимаются ничем другим, кроме йиффа. Это чистой воды бред, никто и никогда не станет жить одним только сексом. Тем не менее, у этого стереотипа есть вполне прочное основание - на большей части фуррёвых сайтов всегда присутствует йифф-арт, и обычным людям именно это прежде всего и бросается в глаза. Это же увидели и создатели сериала "CSI - место преступления", сняв ту самую скандальную серию про фуррей, которая наделала много шума и на Западе, а потому и у нас. Многие фурри несправедливо обвиняют именно авторов сериала в создании анти-фуррёвого имижда, хотя сами киношники ничего не создавали, а только показали увиденное ими.

Как говорится, "первое впечатление есть основа мнения". И такое негативное мнение общества, выливаясь в

критику нашей субкультуры, всё чаще беспокоит фуррей, но и со стороны самих фуррей(!) за любую внутреннюю критику этого засилия йфф-арта немедленно начинается возмущённая ответная реакция, типа "а не смотри, никто не заставляет". Поэтому положение дел остаётся прежним - и смех, и грех... Кстати, по моим личным наблюдениям, у большинства любителей йифф-арта есть определённые проблемы в личной жизни, как правило, желания и фантазии, реализовать которые нет возможности или смелости, поэтому они компенсируются страстью по "весёлым картинкам".

Пока у фуррей везде и повсюду будет сиять йифф, мнение окружающего общества (по мере знакомства с нами) так и будет постепенно падать всё ниже и ниже. Оно уже сейчас либо "плохо", либо "пофиг" - а это тревожный знак.



Конечно, на мнение общества можно плюнуть и оставить всё как есть, но тогда рано или поздно мы так дождёмся ответного плевка, который вряд ли забудем. И этот момент не так уж далёк и несбыточен, как думают многие - это лишь вопрос времени. Поэтому наше отношение к йиффу пора менять уже сейчас, пока не стало поздно. Нет, я не говорю "долой йифф" - это верх глупости. Я хочу сказать другое - довольно выставлять его напоказ!



Собственно говоря, наш йифф, как часть личной жизни, ещё никому не мешал. Вреда обществу от всех форм йиффа я просто не вижу (а вот наше отношение к ийффу таким вредом уже стало). Йифф, как любовь и интим, присущ всему сообществу фуррей, а вот форма проявления йиффа - дело исключительно личное. Сексуальная тяга к фурсьютам присуща далеко не каждому фуррю, поэтому обязательным атрибутом принадлежности к субкультуре быть не может. Следовательно, секс в фурсьютах не является самоцелью фуррей. Кроме того, особое чувственное и эмоциональное отношение фуррей к йиффу дисциплинирует и выводит сексуальные отношения на более высокий уровень, чем простое физическое влечение.



Кстати, желание человека добавить пушистую частичку в интимную жизнь не является чем-то чуждым или новым. Как раз наоборот, это редкое желание свойственно человеческой природе и идёт из глубины веков. Оно никуда не исчезало, было всегда и без проблем существует сегодня. Все мы хотя бы раз сталкивались с описанием романтических сцен, вроде любовных утех где-нибудь перед камином на медвежьей шкуре. А почему именно на шкуре? Ещё наши предки заметили, что прикосновение меха к голому телу вызывает приятные ощущения, но иногда прикосновение меха вызывает и/или усиливает сексуальные ощущения. Именно такая яркая реакция на мех наблюдается у незначительного процента людей, и среди фуррей она наблюдается намного чаще.

Как-то раз мне надо было подготовить реферат о средневековой инквизиции, и в поисках информации я наткнулся в Интернете на описание судебного заседания, когда инквизиционый суд скрупулезно разбирал одно курьёзное дело - мужчина и женщина "обрядились в шкуры и свершили плотский грех". Инквизиторы долго искали в этом случае "происки дьявола", хотя несложно догадаться, что как раз дьявола винили напрасно. Подобные случаи любви в "пушистом" стиле наблюдались и в куда более древние времена, причём это не было чем-то аморальным или антиобщественным. Например, секс в волчьих шкурах был неотъемлемой частью Люперций - древнеримского праздника весны, волков и не только. Славяне тоже нередко использовали эффект меха для секса, например, покрывали свадебное ложе шкурами куниц и ласок. Нечто подобное так или иначе наблюдалось в жизни всех народов и государств древнего мира. Просто такие пикантные моменты всегда очень редко и косвенно упоминались в исторических документах.



Субкультура фуррей - очередное проявление того, что было всегда. Я не берусь судить о будущем субкультуры "фурри", ведь в этом мире нет ничего вечного. Но знаю наверняка - пока есть слияние черт человека и животного, всегда найдутся люди, для которых это слияние будет образом жизни, каким оно стало для нас, фуррей.

Даже если наша субкультура растворится в шумном мире, то антропоморфное течение, в лоне которого возник наш маленький мир, просто найдёт себе другое воплощение в жизни людей.

@темы: статьи